Терминология морских перевозок 

ALL

"Все включено" - означает, что стоимость перевозки включает все дополнительные сборы, предусмотренные условиями перевозки. Например, если речь идет о фрахт на условиях CY/CY, это означает, что в ставку, кроме фрахта, погрузки и выгрузки, также включены все сопутствующие расходы, такие как BAF, CAF и т. д.

 

B/L

Коносамент - договор перевозки, документ, подтверждающий факт принятия груза перевозчиком к морской перевозке и обязательство передать его грузополучателю в порту назначения, ответственность перед перевозчиком за правильность заявленных в коносаменте сведений несет отправитель. Коносамент сопровождает груз при перевозке. Оригинал коносамента является товарораспоряделительным документом.

 

BAF

Бункерная надбавка - дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке.

 

BOOKING NOTE

Заявка на перевозку - используется для резервирования места и тары, информация, указанная в заявке, не является основой для заполнения коносамента, после подачи заявки заявитель принимает на себя обязанности предоставить груз к указанному сроку.

 

CAF

Валютная надбавка - дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от изменения курса валют.

 

COC

Контейнер перевозчика, стоимость использования контейнера включается во фрахт.

 

CONSIGNEE

Получатель - лицо, которому передается груз в месте назначения.

 

CUT OFF TIME

Контрольное время завоза груза на терминал и оформления соответствующих документов на рейс.

 

CY

Контейнерный терминал - 1. Место хранения контейнеров перед/после их дальнейшей отправкой. 2. Условие перевозки при отправлении/прибытии - означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки от/до CY; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до CY (фрахт, погрузка/выгрузка с судна, размещение на CY).

 

DC

Сухой контейнер - тип контейнера.

 

DEMURRAGE

Демередж - денежное возмещение, уплачиваемое контейнеровладельцу (линии) за использование контейнера после истечения нормативного (бесплатного) времени, предусмотренного условиями контейнеровладельца (линии) в договоре морской перевозки либо иными соглашениями, для осуществления таможенного оформления и организации вывоза контейнера из порта, а также (если условиями линии не предусмотрен детеншен ) для доставки груза на склад получателя и возврата порожнего контейнера на терминал, указанный контейнеровладельцем (линией). Демерредж исчисляется с даты прихода судна в порт и по дату отгрузки контейнера из порта, либо по дату возврата порожнего контейнера на терминал, указанный владельцем контейнера.

 

DETENTION

Детеншен - денежное возмещение, уплачиваемое контейнеровладельцу (линии) за использование контейнера после истечения нормативного (бесплатного) времени, предусмотренного условиями контейнеровладельца (линии) в договоре морской перевозки либо иными соглашениями, для осуществления доставки груза из порта на склад получателя. Обычно исчисляется с даты отгрузки контейнера из порта и по дату сдачи порожнего контейнера на терминал, указанный линией.

 

DOOR

Доставка до двери - условие перевозки при отправлении/прибытии - означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки до/от входных дверей/склада отправителя/получателя; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до входных дверей/склада отправителя/получателя.

 

DROP-OFF CHARGE

Сбор за возврат контейнера, принадлежащего перевозчику, в месте отличном от места назначения, указанного в коносаменте перевозчика.

 

ETA

Предполагаемая дата прибытия.

 

ETD

Предполагаемая дата отхода.

 

FCL

Полная загрузка контейнера одним отправителем в адрес одного получателя.

 

FEEDER

Фидер - судно/линия, обслуживающие порты удаленные от главных транспортных узлов.

 

FEU

Эквивалентен объему сорокафутового контейнера.

 

GRI

Дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, устанавливается в соответствии с тарифной политикой линейной конференции, носит, как правило, сезонный характер.

 

HC

Хай Кьюб - контейнер повышенной вместимости.

 

IN-BOND

Не прошедший таможенную очистку (о товаре).

 

LCL

Частичная загрузка контейнера, в одном контейнере следует груз нескольких отправителей в адрес нескольких получателей.

 

MOTHER VESSEL

Крупнотоннажное линейное судно, обслуживающее порты с большим грузооборотом.

 

OT

Опэн топ - тип контейнера.

 

POD

Порт выгрузки.

 

POL

Порт погрузки.

 

RF

Рефрижераторный контейнер.

 

SHIPPER

Отправитель - лицо, фактически или номинально предоставляющее груз к перевозке, а также направляющее инструкции перевозчику.

 

SHIPPING REQUEST

Инструкции по отправке груза - являются основой для заполнения коносамента.

 

STUFFING

Стафировка - загрузка контейнера.

 

TEU

Эквивалент объема двадцатифутового контейнера.

 

THC

Терминальная обработка груза - первоначально - любые услуги терминала по обработке груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д. В настоящее время в практике сложилось следующее понимание данного термина - услуги по обработке груза, оплату которых в соответствиями с обычаями порта производит отправитель, если это порт отправления (oTHC), или получатель, если это порт назначения (dTHC).

 

TKL

Условие перевозки при отправлении/прибытии - означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки от/до перегрузочного оборудования в порту отправления/назначения; стоимость перевозки включает кроме фрахта погрузку/выгрузку с /на судно, не включает подвоз/отвоз к /от перегрузочного оборудования. Данные условия перевозки часто используются в портах, контейнерные терминалы (CY) в которых удалены от линии причальной стенки и доставка до/с места погрузки /выгрузки является дополнительной операцией.

 

TRANSHIPMENT

Трансшипмент - смена в транзитном порту судоходной линии для доставки из/в порт не обслуживаемый линией напрямую.

 

WAY BILL

Накладная - договор перевозки, также как и коносамент - документ, подтверждающий факт принятия груза перевозчиком к морской перевозке и обязательство передать его грузополучателю в порту назначения, ответственность перед перевозчиком за правильность заявленных в коносаменте сведений несет отправитель. Накладная сопровождает груз при перевозке. В отличие от коносамента накладная не может быть товарораспорядительным документом.

 

FIFO - Free in/out (без погрузки и без выгрузки - ставка дается только на морской фрахт, без учета погрузки в порту отправления и выгрузки в порту назначения);

 

FIOS - Free in/out (тоже самое)

 

FILO - Free in/Liner out (без погрузки, но с выгрузкой - ставка включает морской фрахт и выгрузкув порту назначения, но не включает поргрузку в порту отправления. Идентичны условиям FOB в терминах Инкотермс.);

 

LIFO - Liner in/Free out (с погрузкой, но без выгрузки - ставка включает погрузку в порту отправления, морской фрахт, но не включает выгрузку в порту назначения);

 

LILO - Liner in/out (в погрузкой и выгрузкой - ставка сключает погрузку в порту отправления, морской фрахт и выгрузку в стране назначения).